G-Force Motorsport

Baja Riga, послесловие

13.07.2010 19:17

IMG_3910Уже много дней прошло после финиша латвийской бахи, а свободного времени, чтобы сесть и написать заметку на сайт, ни у кого в команде так и не нашлось. Слишком насыщена она оказалась на события и слишком богата на последствия. Всего 2 недели отведено команде на восстановление автомобилей Бориса Гадасина и Андрея Чередникова перед испанской бахой. Все ресурсы команды подчинены сейчас задаче стартовать на следующем этапе мирового кубка. «Баха Рига» уже принадлежит истории. Однако попробуем выделить несколько минут, чтобы к этой истории вернуться.

Сначала сразу извинимся перед нашими читателями — в этот раз не будет привычных фотогалерей. Плотная гонка не дала возможности членам команды выполнить задачи фотографов. Теми немногими кадрами с трассы, что украсят нашу заметку, мы обязаны Елене Новицкой.

 

Впервые в истории российского чемпионата этап проводили за рубежом. Боялись, что не будет кворума (этап ко всему прочему еще и последний) — зря, состав собрался вполне представительный и все ведущие игроки во всех классах присутствовали. Боялись сложностей с границей и таможней — зря, организаторы сделали все возможное, чтобы спортсмены их избежали. Боялись неизвестного региона — зря, не смотря на непривычность трассы для многих участников, нареканий на нее не было слышно. Можно смело признать, что эксперимент с этапом в Латвии оказался удачным. Хотя без некоторых накладок конечно не обошлось, но как говориться «не ошибается тот, кто ничего не делает».

IMG_4574Латвия встретила участников гонки неожиданной тишиной — город Мадона и окрестности как будто вымерли. Причина оказалась проста — гонка проходила во время националного праздника, во время которого традиционно все жители уезжают на природу, жизнь в городах замирает на 4 дня. Но шумная компания гонщиков быстро внесла оживление в окружающий пейзаж. Практически все участники приехали заранее, чтобы иметь возможность протестировать машины и определиться с настройками. Как и ожидалось, самым главным вопросом стал для многих вопрос выбора типа шин. Все организаторы пугали грязью и бродами, окрестности демонстрировали песчанные лесные дорожки, опытные латвийские гонщики выдавали свои «местные» секреты.

Старт на площади г. Мадона порадовал большим количеством латвийских экипажей. Три латвийских «Оскара» и пять Мицубиси несли на себе фамилии многих известных спортсменов.

ССУ внес в души участников первое смятение — такой грязной и скользкой трассы они не ожидали. К сожалению IMG_3951именно на ССУ команда G-Force понесла первую потерю. Экипаж Богдана Новицкого и Виталия Евтехова в одном из сложных поворотов не удержал машину на трассе и соскользнул в придорожную канаву. Увы, но она сработала как грамотная ловушка — выбраться из нее экипажу не удалось не только собственными силами, но и с помощью эвакуатора организаторов. Пришлось искать трактор и вытаскивать засевший автомобиль вместо участия в первом этапе.

Результаты 7-ми километрового ССУ расставили экипажи по силам — на этой гонке это было действительно важно, нас всех предупреждали что на трассе много узких мест, где обгон затруднен. Первую строчку, с отрывом 13,8 секунд занял Борис Гадасин. На второй позиции разместился Янис Наглис (как потом стало ясно, разместился прочно и на всю гонку). В классе Продакшен лидерство захватил Александр Олейников, а наши экипажи Виктора Воликова и Андрея Чередникова показали лишь 4 и 5 результат соответсвенно — латвийская трасса продемонстрировала, что справиться с ней будет непросто.

IMG_4200После ССУ все стартовали на первый боевой участок, и он оказался именно таким, как и предупреждали организаторы - скользким, извилистым, узким. А ближе к финишу всех ждала серия бродов. Все это не помешало Борису Гадасину, оторвавшись от соперников уже на первых километрах трассы, уверенно лидировать как на первом так и на втором прохождении СУ. Скорость лидера сильно превысила расчетную по маршрутному листу. И вот тут, к сожалению, организаторам не хватило опыта, что бы справиться с возникшим затруднением. Вместо того, чтобы в соответствии с маршрутным листом поставить финишировавшего на СУ2 Гадасина в парк ренорминга и выпустить его в то время, которое было обозначено в маршрутном листе, судьи, дав экипажу 10-минутную нейтрализацию, выпустили его на второй круг. Экипаж лидера пошел по трассе гонки в то время, когда его еще никто не ждал. Он стал неожиданностью и для зрителей, и для прессы, ожидающих его намного позже. К сожалению не только для них.
IMG_4191За 5 км от финиша СУ на трассе был брод. Не очень то и страшный, но, то ли проливные дожди, шедшие здесь без остановки несколько дней, то ли привычка наших гонщиков к ровным «раллийным» трассам (давно однако в ЧР не было коломенской гонки, забыли участники как ездить по скользкой глине, а новички и не знают видимо) стали причиной того, что он стал непреодолимой преградой для многих пилотов. Кто то проезжал его сам, (по словам Владимира Демьяненко им пришлось лишь чуть скорректировать траекторию), кто то, как Александр Мироненко, атаковал брод несколько раз, и вынужден был воспользоваться помощью трактора, кто то просто встал около брода, не предпринимая попыток вытащить тех, кто в нем застрял, кто то, как Илья Кузнецов, освобождал себе проезд вытаскивая на берег застрявшие экипажи. Ну а четыре экипажа приняли решение брод объехать. До грейдера недалеко, второй круг по маршрутке не скоро, ну а привычка «срезать» трассу для того чтобы объехать сложное место, неоднократно выручала многих в тех же астраханских степях. То, что они едут навстречу движению боевого канала, к сожалению их не остановило.
IMG_3989 Вот так и получилось, что в одном из закрытых поворотов узкой трассы, между КП2 и финишем второго круга в лоб мчащемуся в боевом режиме Борису Гадасину вышли четыре! автомобиля участников. У Бориса не было ни одного шанса уйти от столкновения, он смог лишь направить машину максимально по касательной. Удар оказался сильным, но к счастью все четыре пилота остались живы. Больше всех пострадал Андрей Чередников, ему потребовалась скорая медицинская помощь. К счастью, диагноз «перелом костей стопы», поставленный на месте аварии, впоследствии был смягчен до ушиба. Владимир Демьяненко во время аварии читал легенду, поэтому у него сильно пострадали мышцы шеи — классический «клевок», от которого должен оберегать HANS. В этой ситуации остается пожалеть, что обязателен он у нас только на международных гонках. Борис Гадасин и Евгений Кузнецов отделались легкими травмами.

Небольшое отступление, и, увы, совсем не лирическое. За время прошедшее после финиша латвийской гонки на многих сайтах появились статьи про то «как все было». Странно, но ни в одной из них никто не вспомнил об одном важном аспекте аварии. В «лобовую атаку» на лидера гонки вышло 4 экипажа, первый из них попал в аварию. А что же с остальными? А ничего. Они видимо решили, что для них будет лучше не отсвечивать на месте, где нарушение правил привело к серьезным последствиям. И поэтому все три машины просто развернулись и уехали! Никто из членов экипажей даже не подошел, чтобы узнать, живы ли пилоты столкнувшихся машин! Господа и дамы, вы сами себе IMG_3936можете ответить на вопрос «почему»? Через некоторое время мимо пострадавших проехали экипажи «второго круга». И что же? Если Янис Наглис и Илья Кузнецов сочли, что увиденная авария стоит того, чтобы остановиться и спросить, не нужна ли помощь, а кто-то помнил лишь про «очки, голы, секунды», и промчал не затормозив. Напоминаю, что в это время Андрею Чередникову требовалась скорая помощь. Спасибо организаторам, которые, остановив канал, прислали врачей на место аварии. Спасибо Янису и Илье за их неравнодушие. И хочется напомнить всем остальным, что пункт за неоказание помощи при аварии, из правил никто не убирал. В команде решили не пользоваться этим пунктом для возвращения простого человеческого сочувствия в души гонщиков, чей результат дороже им чем жизнь человека. Пусть судьей в этой ситуации выступает их совесть.

Владимир Демьяненко: выступая уже более 10 лет в ралли-рейдах, я впервые встретил проявление такого равнодушия. И дело не только в правилах. Соперника не надо любить – его надо просто уважать. И хорошо, что большинство гонщиков это понимают. Хочу сказать отдельное спасибо Антону Николаеву, у которого оказались необходимые спортивные «заморозки», позволившие мне вытерпеть два непростых СУ второго дня.

Но возвращаемся к нашему сюжету. После того, как скорая увезла Андрея Чередникова, команда осталась на месте решать, что делать дальше. Осмотр пострадавших автомобилей показал, что прототип оказался довольно крепок на удар — зона сминания в конструкции автомобиля, предназначенная чтобы гасить столкновение, справилась со своей задачей. Автомобиль мог продолжить соревнование после ремонта. Что касается Продакшена, то стандартный IMG_4348автомобиль пострадал гораздо серъезнее, и оставалось лишь радоваться, что последствия аварии не превратились в трагедию. Организаторы гонки сочли столь форс-мажорное прерывание гонки, в котором не было вины лидирующего экипажа, достаточным основанием, чтобы разрешить экипажу Гадасина продолжить гонку, конечно же при условии, что автомобиль к старту будет полностью соответствовать требованиям безопасности. Чтобы выполнить эти требования механики команды всю ночь занимались восстановлением всего, что можно было восстановить, и изготовлением того, что восстановить нельзя. Богдан Новицкий отказался от старта на следующее утро, отдав со своей машины требующиеся запасные части. Именно поэтому, победа на гонке стала по настоящему командной победой.

А в классе Продакшен разворачивалась своя интрига. Почти сразу после старта Виктору Воликову стало ясно — с резиной он сильно ошибся! Отсутствие грязевого протектора на колесах превратило гонку в борьбу с автомобилем.

IMG_4517 Виктор Воликов: мы в первый день поставили совершенно не грязевую резину, так что у нас первый этап был очень веселым. Мы на ней умудрились взять тот брод, в котором застряло половина канала. Когда подъехали и увидели, что нас ждет, поняли — у нас один шанс. Лысая резина и сломанная межосевая блокировка почти уничтожили вероятность удачного исхода. Ухнули мы в этот брод со всего хода и взяли его! Я считаю что этим мы предопределили свой результат на гонке.

И это действительно было так — по итогам первого этапа (он был обрезан по КП2, недалеко от места аварии и брода, где судьями велся протокол с секундами) Воликовы стали первыми в своем классе. Оставался еще один день.

На утро, подбитый но непобежденный G-Force Proto вышел на старт. Оставалось много вопросов по технике — нет ли в автомобиле скрытых последствий удара? Все ли пострадавшие узлы удалось выявить? Зато экипаж был настроен только на победу.
Два спецучастка второго дня показали — лидер гонки не уступит ни секунды соперникам. На финише гонки отрыв от ближайшего соперника составил шесть с половиной минут. Как сказал на награждении Янис Наглис — когда все СУ побеждает один экипаж, это чистая победа.

IMG_3932 Борис Гадасин: второй день доставил то удовольствие пилотирования, которое обещали организаторы в предстартовом пресс-релизе — вторая половина трассы состояла из постоянных поворотов во всех плоскостях. Очень интересная рулежка! Плюс добавилась необходимость сбрасываться перед неровностями и «облизывать» все трамплины, чтобы не повредить штурману.

Владимир Демьяненко: трасса была хороша, но физическая форма оставляла желать лучшего. Трудный СУ — приходилось все время напрягаться, чтобы удержать голову и не навредить еще больше растянутым мышцам шеи. Так что чтение легенды стало непростой задачей.

А в классе продакшен Виктор Воликов боролся лишь с собой — надо было удержаться и не нажать на газ. Победа на гонке и победа в Чемпионате была уже у него в кармане, просто необходимо было спокойно финишировать. Тем более, что учитывая опыт прошедшего этапа, машину «обули» в грязевую резину. Экипаж со своей задачей блестяще справился и финишировал в гонке с отрывом более 18 минут от второго места..

IMG_4413Виктор Воликов: во второй день был один интересный момент — в одном из самых гиблых мест трассы встал Саша Желудов, перекрыв траекторию. Чтобы не остаться там самим нам пришлось буквально «на бровях» объехать его по целине, лавируя среди деревьев. Потеря хода означала бы «подсад» на много-много минут. Вообще гонка нам понравилась. Это удивительная гонка во всех отношениях. Отношение латвийской публики очень доброжелательное. Конечно трассы менее быстрые, чем привыкли. На будущее будем знать, что надо готовиться к более офф-роудным участкам. Хотя это даже интереснее. Тем более, что нам трофистам к этому не привыкать!

Анатолий Воликов: после Кувшиново для меня здесь было почти привычно. Понравилось в Латвии не меньше, чем в Карелии и Астрахани. Очень хочется, чтобы гонка осталась в календаре. Очень своеобразно.

IMG_4435И еще немного про Чемпионат России. Если посмотреть на результаты гонки в Латвии, то сразу возникает желание сделать Чемпионат России открытым, как это сделано во многих странах, в том числе и в той же Латвии. Хочется чтобы гонщики из России не варились в собственом соку, вычисляя сильнейшего среди пяти стартовавших, а имели возможность сравнить себя с пилотами из других стран. В пятерку сильнейших по результатам первого этапа вошло всего два российских пилота — Борис Гадасин и Илья Кузнецов, по результатам второго — три. И это означает что у наших спортсменов есть сильные и интересные соперники буквально по-соседству. Надо просто дать возможность бороться с ними на всех этапах обоих чемпионатов. Выигрывать интересно среди сильных, а не разбираться по мелочам в своей песочнице.

 

IMG_4555 IMG_4465 IMG_3933
IMG_4559 IMG_4564 IMG_4576